Browse other articles in Инфраструктура, Менеджмент, Продукты categories.

Компанейская архитектура.

Давно хотел написать о том, как по моему мнению должна быть построена иерархия в компания.
Но, как точно заметил СОТОНА, на идеальный пост времени нету.

Так что буду потихоньку эту тему раскапывать.

В общем ситуация следующая. Неправильная иерархия для компания, делает тоже самое что неправильная архитектура для программы. То есть при неправильной иерархии вроде и все работать
может, но сбоит по черному и непонятно откуда у проблем растут ноги.

Итак, сначала покажу схемку, которую я набросал пару месяцев назад. Сразу скажу, что могут быть какие-то огрехи, но главное я хотел передать идею….

Итак, вот она схемка. Схемка того, как должна выглядеть продуктовая контора или продуктова/сервисная. Впрочем даже сильно сервисная может так тоже выглядеть, но с небольшими модификациями.

CompanyStructure

А теперь, о том, что я имел ею в виду

- Первое и самое основное (того, чего в схемке не указано). У каждой позиции должен быть четкий список обязанностей и ответственности. Директор по продажам не должен садиться подпедалить код,
а технический менеджер не должен мотаться по всему миру собирая у заказчиков требования.
Я кстати об этом писал в статье “О разделении обязанностей между технарями и продавцами.”

- Второе. Это размер фирмы. Естественно, нарисованная фирма скорее выглядит как что-то эдак размером человек 500. Скажем так, многие из этих должностей могут быть объедененны в одном человек для небольшой фирмы. Главное, что можно объеденять должности внутри одного подразделения, но не между ними.

То есть может быть и программист и главный программист в одном лице. И product manager с business director’ом в одном лице. Но уж никак не главный QA и sales director в одном флаконе.

Теперь можно уже и по структуре. Основное, с чего я вообще начал рисовать эту схему с Product Manager’а. Звучит конечно смешно, но это самый главный человек в компании. C одной стороны он находится достаточно низко в структуре, чтобы влиять на детали, с другой стороны достаточно высоко, чтобы выбирать направление. В этому его уникальность и ценность одновременно.

Итак, самая основная его идея в том, чтобы собирать все хотелки сверху (от CEO, от Sales (это скорее сбоку)), идеи о том куда двигаться в будущем (от маркетинка), крики и плевки от заказчиков (через отдел support’а) и пинки от engineering’а. После того, как все собрано - все приоритезируется и выдается вниз engineering’у на исполнение и вверх отчетность о приоритетах.

Замечу, дальше в зависимости от удачности или не удачности приоритезации именно product manager’ов (включая business development director) должны либо гладить по голове, либо гладить утюгом.

То есть к ним идут все ниточки входных сигналов и от них идут все ниточки выходных сигналов. Еще раз замечу, не к CEO, а к ним.

Теперь, расходимся от них концентрическими кругами.

В случае если product  manager’ов несколько - то Business Director как раз должен руководить, тем чтобы ниточки по нужным направлениями шли к нужному product manager’у и в ответ выходили нужные ответные сигналы.

Кстати, замечу, что если входные сигналы имеют право быть аналоговыми (то есть в достаточно произвольной форме), то выходные сигналы - все должны быть очень цифровым (четкий формат в виде документа с требованиями для инженеров, документа с планом и сроками для sales и т.п.)

Движемся дальше. Когда сигнал опускается до director’а engineering’а - то он обычно заключается в крупных проектах и это уже его дело разбить это напроекты поменьше, раздать менеджерам проектов х контролировать и т.п. В общем-то director engineering’а и project manager’ы это как раз те самые менеджеры среднего звена о которых я писал уже несколько раз.

Дальше движемся вверх по схеме. CEO по большему счету должен быть нужен в фирме для трех вещей

а) В случае наличия инвесторов - общение с ними

б) В случае если он основатель и задумщик идеи - он должен кормить этими идеям product manager’а. Хотя в идеале, тогда он должны перейти на должность Business Development Director и отдать руль CEO кому-то другому.

в) В случае если какая-то ветка работает плохо, разобраться в причине и уволить ее.

Ну и плюс сюда можно приписать воодушивительные выступления перед фирмой.

По большему счету это все, за что он должен отвечать

To be continued…

P.S. Круто… Первая картинка в блоге :)

RSS feed | Trackback URI

35 Comments »

Comment by dzh Subscribed to comments via email
Reply to the post
2008-09-19 00:28:15

Я считаю, что схема великолепна! Более того, она просто идеальна, совершенна! Одно из самых ярких моих впечатлений от творчества на тему организации бизнеса за последнее время.
Хочется пройтись с комментариями по каждой ветке, захлебываясь от восторга… Но к чему? И так все просто замечательно.

Comment by Victor Ronin
Reply to dzh
2008-09-19 09:34:21

Если честно, то я не пойму - то ли сарказм, то ли у меня появились фаны ;)

Comment by dzh Subscribed to comments via email
Reply to Victor Ronin
2008-09-22 00:47:50

Какой может быть сарказм?! Конечно, фаны. Я вот многим своим знакомым ссылку отправил - они тоже в абсолютном восторге!

Comment by Victor Ronin
Reply to dzh
2008-09-22 09:09:53

ok. Спасибо ;)

Как-то просто привычка выработалась не верить в восторг… Такой, я бы сказал, легкий мизантропизм. :)

Comment by dzh Subscribed to comments via email
Reply to Victor Ronin
2008-09-22 09:21:03

Напрасно, совершенно напрасно!
Нужно ценить себя и свои гениальные мысли.

Comment by COTOHA Subscribed to comments via email
Reply to dzh
2008-09-22 09:22:44

OMG! в этом месте уже и я начал подозревать издёвку :)

Comment by dzh Subscribed to comments via email
Reply to COTOHA
2008-09-22 09:26:59

Господь с Вами!
Чем вызваны такие подозрения? Оценка-то вполне объективная.
Практически все комментарии это подтверждают.

 
 
Comment by Victor Ronin
Reply to dzh
2008-09-22 10:33:23

Я ценю :)

 
 
 
 
 
 
Comment by meowth
Reply to the post
2008-09-19 00:33:45

>>P.S. Круто… Первая картинка в блоге :)

Поздравляю Вас, Виктор, опыт удачный :)

Жаль только, что этой идеально схеме не суждено воплотиться и зарулить кучу продуктофф :)

Comment by dzh Subscribed to comments via email
Reply to meowth
2008-09-19 00:43:47

Ну почему же? Я верю, что рано или поздно до всех, наконец, дойдет, что эта схема обеспечивает несомненное конкурентное преимущество компании, где она реализована.

Comment by Dmitriy
Reply to dzh
2008-09-19 03:24:24

По сравнению с какой схемой? По сравнению с отсутствующей организацией - да. А если организация есть, но она другая? Зря вы так, категорично. Всё познаётся в сравнении.
Да и не забывайте учитывать человеческий фактор.
Я, как менеджер, стараюсь строить схемы исходя из тех людей, с которыми я работаю, а не сначала построить схему, а потом каждого впихивать в неё.

Comment by Victor Ronin
Reply to Dmitriy
2008-09-19 09:36:28

Для маленькой компании - сначала должны быть люди, а потом схема.

Для крупной, сначала схема - потом люди.

Да, собственно говоря схема не претендует на то, чтобы быть идеальной. Просто мое видинье мира.

Comment by Dmitriy
Reply to Victor Ronin
2008-09-22 03:44:35

Обычно, крупные компании получаются путём эволюции из мелких. ;)
Схема должна быть в любом случае. В случае маленькой компании она может быть в голове, по мере расширения - развивается и схема и в определённый момент - документируется.

Comment by Victor Ronin
Reply to Dmitriy
2008-09-22 09:10:40

Согласен. Это наиболее правильное описание.

 
 
 
 
 
Comment by Victor Ronin
Reply to meowth
2008-09-19 09:34:53

А почему не суждено? Все еще может быть :)

 
Comment by Anna
Reply to meowth
2008-10-08 16:54:01

Ну почему же не суждено воплотиться? В компании где я работаю как раз такая схема.

 
 
Comment by smp
Reply to the post
2008-09-19 02:00:22

5 балофф

 
Comment by Павел
Reply to the post
2008-09-19 02:13:11

“Главное, что можно объеденять должности внутри одного подразделения, но не между ними.”
это Вы правильно подметили, если этот принцип нарушается, то всё катится в неизвестно куда. На схеме в основном указано вертикальное взаимодействие, интересно было бы прочитать о горизонтальном взаимодействии м/ду отделами (business unit) .

Comment by Victor Ronin
Reply to Павел
2008-09-19 09:37:26

Собственно горизонтальное взаимодействие я хочу чуть дальше описать.
Особенно оно актуально для support’а, который слегка кросс отделовый.

 
 
Comment by Dmitriy
Reply to the post
2008-09-19 03:20:45

А как же диалектическое противостояние QA и Project Manager? Вы думаете, что у руководителя проекта достаточно знаний, опыта и времени, чтобы развивать не просто тестирование (этим действительно могут заняться QA Lead’ы), а сам процесс обеспечения качества?
Например, заняться анализом процессов формирования требований, разработки и тестирования с целью пресечь определённый вид “проблем” во всех проектах. Не хватит у подчинённого руководителю проекта QA Lead’у знаний общей картины и полномочий на принятие решений, чтобы изменить что-то.
Наверно вы всё-таки имели в виду Testers, а не QA. ;)
Тем более, что QA отделённое от Support - тоже не выглядит хорошей идеей.

Comment by COTOHA Subscribed to comments via email
Reply to Dmitriy
2008-09-19 08:45:54

да :) в этом блоге исторически сложилось так, что тестировщиков обзывают QA

Comment by Victor Ronin
Reply to COTOHA
2008-09-19 09:39:32

Похоже уже, действительно исторически сложилось.
Не знаю, у меня просто как-то это застряло в голове, так как в конторах 4 где работал тестировщик = QA engineer, не о каком процессе обеспечения качества (включая качество процессов - речи и не шло, там где я работал (включая мою фирму).

Comment by COTOHA Subscribed to comments via email
Reply to Victor Ronin
2008-09-19 09:43:25

а ещё мне понравилось “sales engineer” :) особенно в свете противопоставления технари-маркетинг…

Comment by Victor Ronin
Reply to COTOHA
2008-09-19 09:46:21

Кстати, в США sales engineering - это вполне типичная роль

Это те, кто работают в sales отдели, но технически подкованны. Чаще всего их засылают вторым эшалоном после того, как sales протолкнули уже идею. Они вполне могут поехать и общаться с технарями и объяснять как все работает.

В общем - это те у кого и язык подвешен и технари. Очень полезная категория, для того, чтобы не дергать основную техническую команду к заказчикам.

 
 
 
 
Comment by Victor Ronin
Reply to Dmitriy
2008-09-19 09:41:55

Буду похоже потихоньку обновлять и дорисовывать схему.

Имелись в виду таки Testers.

QA, как отдел занимающийся улучшением процессов, будет находится у business development director’а в подчиненнии.

В Support действительно должны быть Tester’ы.

 
 
Comment by Olga Subscribed to comments via email
Reply to the post
2008-09-19 09:05:18

Типичная схем для софтовой компании, что тут такого крутого?

Comment by Victor Ronin
Reply to Olga
2008-09-19 09:43:27

Да. В схеме нету ничего супер невероятного. Только почему-то дай бог 30% контор имею вообще разумную схему взаимодействия.

Даже те кто гордятся своей “правильность” построения фирмы, на поверку оказывается что все у них смешано в кучу и схема только подразумевается.

 
Comment by smp
Reply to Olga
2008-09-19 10:04:04

да ничего такого, картинок мало, цитат из НАтали нет ваще :)

 
 
Reply to the post
2008-10-01 01:48:42

а в чем отличие функций лежащих на strategic development director и business development director?
как по мне их неплохо слить в одно.
или может быть SDD это Sales director?
а BDD это Production director?

Comment by Victor Ronin
Reply to http://alexshoora.livejournal.com/
2008-10-01 09:08:37

М… Я сказал бы это слегка разные вещи.

Business Development Director - занимается тактикой. То есть тем, что влияет на сегодня (максимум на завтра). Возможно название выбрано не самое правильное.

Stategic Development Director - скорее с помощью маркетинга и головы, пытается анализировать куда двигать в дальносрочной перспективе.

Причем если Business Development Drector выдает распоряжение, что и как делать. То Strategic Director скорее выдает советы - куда двигаться.

Reply to Victor Ronin
2008-10-01 17:37:42

ну тогда Strategic Director должен совмещаться с CEO :-) обычно же CEO является стратегическим движком, или нет?

Comment by Victor Ronin
Reply to http://alexshoora.livejournal.com/
2008-10-01 20:23:48

Да пожалуй можно было бы совместить. Но тогда, вместо него нужно Director Marketing. (не на прямую же им CEO - отвечать). Как по мне Director Marketing - существо достаточно странное. Все же лучше Strategic директор, он все таки отвечает не просто за иследование рынка (что всего лишь часть стратегического планирования), но и за стратегическое развитие в целом.

 
 
 
 
Comment by Anna Subscribed to comments via email
Reply to the post
2008-10-08 17:11:37

Виктор, к вашей схеме я бы слёту добавила еще несколько достаточных важных блоков, таких как PMO (Portfolio Management Office), CE (Customer experience team), CC (Customer Care team). Говорю с позиции того самого продакт менеджера в “продуктовой конторе” :)
И еще, не могли бы вы объяснить что вы вкладываете в понятия “Strategic development director” и “Business development director” и какую разницу видете между этими двумя ролями?

Comment by Victor Ronin
Reply to Anna
2008-10-08 18:29:16

ok. А чуть больше деталей по поводу чем они должны заниматься PMO, CE и CC?

Насчет strategic development - по большему счету человек который занимается долгосрочным планированием. Все то, чему не суждено сбыться ну, скажем в ближайшие пару лет так точно.

Business development director - краткосрочное планирование (вся тактика). Соответственно, гораздо больше завязанное на то, что нужно с продуктом сделать прямо сейчас.

 
 
Name
E-mail
URI
Your Comment (smaller size | larger size)
You may use <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong> in your comment.

Trackback responses to this post