Жила-была такая себе небольшая деревушка, в которой растили разных животных – зайчиков там, овец, коров. Ну и соответственно, ими раз в некоторое время менялись. Десять зайцев давали за одну овцу, а трех овец за одну корову.
И вот как-то решили две семьи сделать большой обмен с одной стороны 14 зайцев и пять овцы, а с другой стороны коровы (причем непонятно сколько их надо было дать, но эдак вроде штуки две). В общем, все как в сказках, думали – решали, послали за самым старым и мудрым аксакалом. Ну и тот, сказал, мол, баста карапузики, запарили вы меня с своим расчетами, пошел домой нарисовал разноцветных бумажек и объявил, что теперь заяц стоит 1 рупь, овца 10 рупей, а корова 15 рупей. И меняйтесь себе на здоровье. Один отдает бумажки другому, берет у них животных, а потом второй отдает нужное кол-во бумажек назад и тоже берет животных.
Вот, так вот, деньги не появились. Но мудрый товарищ, явно не осознавал, что только создал больше проблема на свою пятую точку.
Прошло некоторое время, люди пообвыклись к цветными бумажкам, уже иногда даже не сразу туда сюда их отдавали, а могли их начать дома хранить, а потом, когда нужно зайцев подкупить (к ужину какому-нибудь или просто так за уши чтобы потягать).
Ну, и появился новый барин в том селе, который накопил этих бумажек и решил прибрать к рукам всю зайчатину. И давай он редиска (нехороший человек) скупать всех зайцев. Вроде и плодятся они быстро, но как-то у народу явно зайцев стало не хватать. И смекнули тут люди, это, что ж получится, он же у нас так всех зайцев выкупит. Мудрец, конечно, сказал, что заяц – рупь стоит, но мудрец-мудрецом, а зайчатину то есть иногда хочется. Ну и самые шустрые сказали ж барину: «Не… наши зайцы, хороши и круты, и мы меньше чем за 3 тебе зайцев не продадим, так что или раскошеливайся, или мы тут еще зайцев наплодим». Барин правда пол села за таки дела лично поперестрелял, но тем не менее, в селе то смекнули, если животина кому-то очень нужна, можно и подороже ее загнать.
Ну, собственно говоря, в этот момент появилась плавающий курс животин относительно денюжек.
Мягко сказать стало все не просто, перед продажей надо было побегать поузнавать, кто почем продавал, покупал. Ну да ладно, народ втянулся. Стал как-то торговать… И тут одну вещь пронюхали, что-то бумажек цветных все больше и больше становилось. Ну и обнаружили, что мудрец то решил тоже себя не обижать, и дорисовывал бумажки новые и покупал себе животину, чтобы самому не растить. Ну, хоть мудрец, а палками таки его отходили, чтобы неповадно было, правда убить не убили, порешили, что пусть живет, а то старые бумажки то затираются. Конечно, торговля еще раз усложнилась, поди знай сколько этих бумажек есть или еще нарисуют.
В общем, селяни сбор собрали и общим умом поняли, что раньше то было, что бумажка всегда одной цены была, а животные цену менять могли, а тут получается и сами бумажки как-бы цену должны иметь. И так и сяк крутили и решили, что самый богатый селянин может новые бумажки делать, но, если кто ему бумажку назад принес, он обязательно с ним рассчитаться должен животиной. Так что вроде как и бумажка, а вроде как и долг. И тогда он подумает, стоит ли ему рисовать новые деньги, а если рисовать, то говорить, что теперь они чуть меньше стоят.
Тут уже и самый мудрый ничего не понял, что накрутили. Но по ходу изобрели инфляцию (слава богу они этих слов не знали), а также гарантийные обязательства денег.
Тому самому мудрецу повезло, он с ума сошел к этому времени, иначе бы ему еще более сложные вещи разгребать пришлось бы. Так как другие соседние села стали свои деньги делать и вот тут началась настоящая свистопляска. Одни деньги шли вверх, так как их становилось мало а товара в селах много, другие вниз, третьи на месте стояли.
Стали люди прикидывать сколько одни деньги относительно других стоить. Ну и соответственно пришли к идее курса валют относительно друг друга.
Скажу больше, стали появляться разные тунеядцы, которые теперь вместо работы стали в одних деревнях что-то покупать в других продавать, деньги менять в разных селах и на том, что народ не всегда точно знал, что сколько стоит, они выгоду получали и на это и жили.
В общем, расцвела пышным цветом спекуляция разная. А обычному люди разгребай проблемы.
Вот такая странная сказочка вышла. Вот и конец, а кто слушал молодец. С всех мзда – в виде пятьсот таньга, можно в любой валюте.
Продолжение и всяческие мудрые мысли на эти тему ждите в следующей серии.
И некстати, предлагаю в добровольно приказном порядке 🙂 щелкнуть сюда и подписаться на RSS этого блога.
а вот на ту же тему 🙂
http://terminomika.ru/data/library/authors/money.html
2A.Stelmakh: Ого-го. Это быстро не прочтешь. Оставлю себе на закуску на выходные :))
Много букв — неосилил. И не совсем понятно для кого этот пост. Экономика в картинках?
та да уж букв уж точно замноговато…интересно а кто-нить «это» читал-прочел? моя попытка завершилась «махни рукой-закрой ссылку», уж сильно десствительна на «экономику в картинках» смахивает…прямо студенческие годы вспомнились…фух, аж холодок пробежал 🙂
вот сказочка мне понравилась 😉 все интересно, очень доступнопримерировано…нескучно, но правдиво
2Dmytro Gorbunov и Helen: Да, экономика в картинках. Писал я этот пост, с целью выложить следующий (через пару дней), уже серьезный о том, откуда деньги берутся и куда уходят. Проблема в том, что некоторые вещи, насчет движения денег, мне кажутся не интуитивными, без таких вот зарисовок.
Поучительная сказка!
2YJK: Спасибо на добром слове 🙂
[…] деньги у рынка – это значит, что кто-то их теряет (о движение денег я писал в сказке о деньгах). Редко можно ткнуть в этого […]
[…] writing a post about this entry http://victorronin.com/2008/01/02/skazka-o-dengah/ Stay […]
[…] Написал я когда-то сказку о том, что такое деньги. […]
Понравилось, кое-что узнал новое.