Browse other articles in Деньги, Менеджмент, Старт бизнеса categories.

Бизнес - это вам не хиханьки-хаханьки.

В продолжение статьи о стандартных статьях о ошибках программистов-бизнесменов.

Когда я только стартовал свой бизнес (а до этого, по большему счету был программистов) я думал, что вот я в отличии от всех дурАков буду строить бизнес правильно и хорошо.

И мечтал я о том, что ко всем в своей компании буду относится хорошо и все будут довольны и все обо мне будут думать хорошо. И компания будет одной большой семьей в которой не будет ни обид не раздоров.

А еще, что компания будет очень успешная, что все решения будут продуманы, стратегически выверены и т.п.

Также были идеи, что люди будут понимать цели компании и им будет интересно и они захотят двигать компанию вместе вперед и они будут учится и подхватывать все на лету.

В общем”надежды юношей питают”. Вот длинный список того,что пошло не по идеальному плану. Причем, как я теперь понимаю, пошло не из-за того, что я такой глупый, а потому, что мои теории разбились о практику.

Итак, разбор полетов. Будут повторения, особенно важных пунктов.

1. Компания  с теплыми (а-ля семейнымы) отношениями, великой дружбой и единой целью движущей всех - это утопия. Да, с фирмой человек 5 еще можно как-то поддерживать эту мечту, выбирая людей с похожим направлением в жизни. Но дальше, когда компания растет - то набираются уже разные люди у них свои цели. Со всеми невозможно поддержать одинаковые отношения. И если первые люди готовы работа за идею (как в классическом стартапе в гараже), то двадцатый человек уже приходит работать за деньги. Чем раньше вы расстанетесь с этой нежной мечтой, тем легче будет дальше, так как лучше поменять мечту, чем чтобы мечта разбилась о реальность.

2. Главная цель бизнеса - это прибыль. Хорошо когда фирма идет наверх.Однако не всегда так происходит. В какой-то момент фирма застряет на плато, а в какой-то может и вниз идти. Соответственно, достаточно часто возникает ситуации- либо главная цель бизнеса (деньги), либо вторичная (никого не увольнять, так как “мы большая дружная семья). Кроме увольнений есть еще множество вещей - невозможность дать обещанный бонус или что-то другое, что явно не улучшит отношение с людьми.

3. Как я сказал, постепенно в фирму начинают набираться люди, интересы которых не всегда совпадают с вашими и они не мечтают работать по 20 часов в день (вы еще об этом можете мечтать, так как для вас бизнес новая игрушка). Причем люди, такие заразы, могут не только не хотеть работать даже 10 часов, они еще могут и не хотеть учиться и т.п. Опять же утопия не нанять ни одного такого человека. Так что, увы, придется таки таких увольнять (кстати я об писал в этой статье).

4.  Дальше о правильных решениях. Только тот кто ничего не делает - не ошибается. В бизнесе придется делать и придется делать много. И поверьте, вы (я так и делал) будете ошибаться на каждом шагу. И каждый раз глядя на прошлый год, вы будете обнаруживать десятки ошибок, больших и маленьких. И поймете, что стратегия и тактика были не то что не идеальны, а просто были бегом по граблям, что впрочем вполне нормально.

5.  По поводу мягкого и чуткого метода управления, который я (да и многие программисты) хотят применить. Увы, в жизни он работает плохо. Везде нужен баланс. Людей нельзя кормить сиропом… Нужен баланс пряника и кнута. Кнут необходим. Бросьте мечты о одном прянике и вдумчивом обучении послушных учеников. Во первых люди не мечтают стать вашими учениками, во вторых есть люди которые воспринимаю только “доброе слово + пистолет”.

6.  Дальше, еще будут заваленные проекты, не заплатившие заказчики, разозленные заказчики, которые будут выливать кучу говна вам на голову, а вам придется улыбаться и говорить, что вы все поправите. Кстати, будете бояться также тупо накричать на своих подчиненных, потому как эти заразы могут просто свалить на завтра в другую компанию.

7. Так же будет в какой-нибудь момент ситуация “торговали, торговали, аж сдача закончилась”. Вероятнее всего вы вначале будете достаточно бестолково вести бухгалтерию (так как вы и я программист, а не бухгалтер) и не заметите, когда ваши расходы станут больше чем доходы. Кстати, когда вы стартовали бизнес, вы могли даже дать себе зарок (я дал ;) ) , что вы никогда не допустите такой ситуации.

8. Да, насчет всего вашего планирования. Когда вы лежали на кушетки и мечтали о бизнесе, вы ведь представляли/представляете себя гениальным стратегом, предсказывающим каждый пук рынка. Так вот, реальный рынок даст сто очков каждому форы и все равно нас переиграет. Плюс обнаруживается, что собственно говоря, представлять ваши победы и делать реальное планирование - это разные вещи.

Хех… На сегодня хватит…. Оставайтесь на нашей волне. Продолжение следует.

Ну и как обычно, комментарии/пинки и восторженные возгласы приветствуются.

RSS feed | Trackback URI

28 Comments »

Comment by smp
Reply to the post
2008-07-16 02:23:20

так может ну его, этот бизнес?

Comment by Victor Ronin
Reply to smp
2008-07-16 09:02:45

Вы не поверите… Так денег хочется ;))

Все таки бизнес - это фактически единственный метод заработать денег больше чем на средне хорошую жизнь.

Так, что может и ну его. Но тогда вместе с этим “ну”, придется “ну” еще некоторые желания.

Comment by smp
Reply to Victor Ronin
2008-07-16 09:24:47

-Вы не поверите… Так денег хочется ;))
верю )

-Все таки бизнес - это фактически единственный метод заработать денег больше чем на -средне хорошую жизнь.

неужели единственный?? а может жизнь хочется иметь ну оочень среднюю ))

не тут все ОК, только как-то грустно стало , прочитав эту статью ((((

на самом деле за все приходится рассчитываться. Если хочется больших денег, например, нужно жертвовать временем, здоровьем и т д
вообщем чудес не бывает (((

Comment by Victor Ronin
Reply to smp
2008-07-16 09:49:33

> неужели единственный?? а может жизнь хочется иметь ну оочень среднюю ))

ну не совсем-совсем единственный. но практически единственный… А уж среди легальных - так еще более единственный.

Полностью согласен со второй частью.
За все приходится рассчитываться.
И все равно нету никакой гарантии успеха.

Единственное, что меня радует, что бизнес хоть и более нервный чем обычная работа. Во всем остальном он лучше - и интересней и дает больше возможностей и более перспективный.

 
 
Comment by Виктор
Reply to Victor Ronin
2008-07-16 11:16:42

>Вы не поверите… Так денег хочется ;))

Сколько денег вам нужно для счастья? (с)

А вообще я серьезно: есть ли ощутимая и выраженная числами цель которой стараетесь достигнуть? Если не секрет, конечно.

Comment by Victor Ronin
Reply to Виктор
2008-07-16 12:26:20

Вполне не секрет.

Сразу оговорюсь, что я живу в США, штат Вирджиния. Средняя ЗП у программиста тут $100k в год (до налогов) и стоимость съема хорошей квартиры в хорошем месте от $1.5k до $2k в месяц.

Это я просто привел, для того, чтобы цифры были относительные, а не абсолютные.

У меня есть три цели.
Цель номер 1: $100k.
Цель номер 2: $500k
Цель номер 3: $4M

Имеется в виду cash в банке или другие ценности, которые с легкостью могут бы обменяны.

Начну с конца. $4M достаточно для того, чтобы купить себе здесь хороший (не шикарный дом) за $1M и поддерживать примерно такой уровень жизни какой у меня сейчас без необходимости зарабатывать.

Цели 100 и 500 по большему счету промежуточные. $500k позволяет мне стартовать компанию с высокого старта и обладать большой частью компании в момент ее продажи и получить на выходе $M. $100k позволяет стартовать компанию с низкого старта и получить при ее продаже $500k.

Примерно такая вот математика.

Никто не гарантирует, что так оно и выйдет, но именно к этому я стремлюсь.

Comment by Виктор
Reply to Victor Ronin
2008-07-17 08:20:15

А что насчёт времени достижения этих целей? Все-таки одно дело достигнуть цели номер 3 в 50 и совсем другое в 90 лет…

 
Comment by smp
Reply to Victor Ronin
2008-07-19 05:38:09

Было бы неплохо увидеть привязку ко времени этих целей.

Я так понимаю вы сейчас на 1 этапе? сколько уже сделано для 1 цели? Ну, примерно конечно, в процентах можно.

Comment by Victor Ronin
Reply to smp
2008-07-19 11:12:10

Да, я сейчас на этапе 1. Для того, чтобы показать хоть какой-то прогресс, скажу, что где-то 3-4 года назад я был на этапе 0 (у меня денег вообще, не было четких целей и понимая в какую сторону двигаться).

Насчет процентажа - умолчу. :) Ситуация такова, что эти цели являются чуть ли не бинарными, а не процентажными.Особенно вторая и третья.

Я имею в виду, что у меня фактически нету шансов понемногу заработать $500k. Вероятнее всего либо я их не заработаю вообще (бизнес не удался) или заработаю сразу единым куском (бизнес удался и был продан).

 
 
 
 
 
 
Comment by sergo
Reply to the post
2008-07-16 02:26:55

Все конечно хорошо написано. Но хотелось бы именно примеров, т.к. конкретные примеры учат, а обще слова которые были сказаны можно обмусоливать со всех сторон. Тема не расскрыта.

Comment by Victor Ronin
Reply to sergo
2008-07-16 13:00:05

Примеры приведу в следующей статье на эту тему через пару дней.

 
 
Comment by Аша Subscribed to comments via email
Reply to the post
2008-07-16 04:39:22

Как похоже на медиа-бизнес=). прям слово в слово=)

Comment by Victor Ronin
Reply to Аша
2008-07-16 09:01:25

Я думаю, это похоже на любой другой бизнес тоже, кроме может каких-нибудь самых странных ;))

 
 
Comment by Дмитрий
Reply to the post
2008-07-17 02:45:57

Для того, чтобы стартовать бизнес, надо собрать в первую очередь команду.
Чтобы каждый из этой команды имел хоть какую-то долю в бизнесе.
Тогда люди будут работать уже не на “дядю”, а на себя. Риски того, что кто-то свалит, сразу же уменьшатся.
Если, конечно же, не стоит цель - продать через какое-то время фирму подороже. И всю выручку себе взять.

Comment by Victor Ronin
Reply to Дмитрий
2008-07-17 08:07:09

М… Если честно то я видел очень мало успешных бизнесов стартованных больше чем 2 людьми.

Проблема старта бизнеса, скажем вчетвером, то что у каждого свое мнение. Естественно в тот момент, когда бизнеса нет, то все не так спешат выпихнуть свое мнение вперед, как самое правильное.

В момент же ведения бизнеса, четверо со-владельцев просто не смогут договорится.

Если же мы говорим, просто о 4 freelancer’ах сидящих вместе и делающих независимые проекты. То тогда тут бизнесом не слишком пахнет, да и никакой связи между людьми нет - они так же могли бы сидеть и по раздельности.

>Для того, чтобы стартовать бизнес, надо собрать в первую очередь команду.

Вот тут “Что нужно для того, чтобы стартовать бизнес” я писал о том, что нужно в первую очередь. Команда это только одна переменная из многих. Имея только команду - еще далеко не уедешь.

 
Reply to Дмитрий
2008-07-18 19:11:48

Доли можно людям давать только после того, как бизнес уже работает - чтобы не ушли.

А если изначально давать - то не понятно под что даете и какова цена этого пая.

Если и давать до старта - то не равные части, чтобы 51% голосов был не более, чем у двух человек. Остальных фтопку, если их мнения не коррелируют с мнением этих двух и стороны не могут достигнуть компромисса.

Comment by Victor Ronin
Reply to Станислав Малкин
2008-07-18 21:46:24

Я вообще сказал бы, что давать долю в бизнесе нужно только людям, которые действительно-действительно важны для бизнеса.

Можно давать и с самого начала, но только тем, кто сможет вложить что-то серьезное в бизнес и с кем бизнес не будет тянуться в разные стороны.

 
 
 
Reply to the post
2008-07-18 19:17:12

Да, бизнес - дело не простое и многие “симптомы”, описанные выше - мне тоже были свойственны пару лет назад, до начала своего дела.

Но согласитесь - свой бизнес все-так интереснее, чем его отсутствие. Это незаменимый опыт работы с людьми и еще очень много другого разного ;)

Comment by Victor Ronin
Reply to Станислав Малкин
2008-07-18 21:49:10

Безусловно, бизнес - дело очень интересно, потенциально прибыльное и однозначно поучительное.

Просто, люди которые не вели бизнес и не были в top менеджменте, зачастую видят очень упрощенную “черно/белую” картинку. Из-за отсутствия опыта им кажется что некоторые проблемы имею просто и доступное решение. На самом же деле, у проблемы чаще всего много краев, которые с первого взгляда не видны.

 
 
Reply to the post
2008-07-20 01:48:55

Точно, в свое время я тоже считал, что в моей-то фирме все будет не так, все будет по-другому. Но законы бизнеса никто не отменял. И если вы сами не переведете фирму из режима стартапа в нормальный бизнес за вас этого не сделает никто. А в режиме стартапа люди изматываются, и через год, если цели ради которых все напрягались, так и не достигнуты, то начинается разочарование, и уход ценных сотрудников.

Comment by Victor Ronin
Reply to Сергей Трофимов
2008-07-20 10:11:54

Да, есть такая проблема… Действительно, если рывок не удался, то народ устает. Да, что там говорить и сам владелец устает и начинается разочарование.

Правда, если рывок таки удался и бизнес из стартапа становится нормальным бизнесом, народ тоже начинает сваливать, просто потому, что из атмосферы, когда все приходили вместе пиво и программили в свое удовольствие все переходит в разряд - уже 50 человек, постоянно приходят и уходят люди, которых не знаешь, народ на пиво всей компанией собирается редко, а все ходят отдельными кучками. Особенно, если те кто начинали компанию не вышли в топ менеджмент, то вероятнее всего они уйдут в этот момент.

 
 
Comment by Павел Subscribed to comments via email
Reply to the post
2008-07-20 09:09:00

Простите, но если смысл бизнеса - это только деньги (как вы это описываете почти в каждом ответе на комментарии), то естественно так и будет. Это и оголтелое расширение ради большего куска пирога, и необдуманный выбор клиентов, с которыми потом начинаются проблемы, и все остальное.

Любовь к своей работе, и удовлетворение от нее — только это может спасти от ошибок, которые вы описываете.

Comment by Victor Ronin
Reply to Павел
2008-07-20 10:17:38

Деньги бывают глупые и бывают умные.
Глупые деньги - это хапнул кусок, а съесть не можешь. Умные - это планируемые деньги.

Цель бизнеса - деньги не просто сегодня, а деньги на длительном промежутке времени. И именно из это цели строятся другие - работа с кадрами (чтобы были исполнители), работа с клиентами (чтобы были заказчики).

Поэтому приравнивать работа на деньги = оголтелое расширение - нельзя.

>Любовь к своей работе, и удовлетворение от нее — только это может спасти от ошибок, >которые вы описываете.

В том то и дело, что я описываю не ошибки, а нормальную бизнес ситуацию. А спасение от нормально бизнес ситуации - это уже звучит неправильно.

Есть небольшое (очень небольшое) количество компаний, которым удается и рыбку есть и не запачкаться. Тем не менее, если вы стартуете бизнес, причем собираетесь его вырастить до каких-то более менее серьезных размеров, то “любовь к своему делу и удовлетворение” - это очень важная мотивация + прибавка, но никак не сила, которая способна изменить нормальное движение дел.

 
 
Comment by Nexus
Reply to the post
2008-07-20 13:13:20

Бытует мнение, чтобы развернуть бизнес с нуля необходимо быть “сейлзом”. Так?

Comment by Victor Ronin
Reply to Nexus
2008-07-20 13:59:35

М… Не обязательно, вон я был программистом а не сейлсом и ничего, развернул фактически с нуля.

Но, это очень-очень полезное умение для управления компанией. Программистские умения очень быстро отходят на второй план, как только людей в компании становится ну скажем человек 10, а вот умения продавать владельцу нужно в любой момент развития фирмы.

Кстати, часом, а не родственник ли Кости Прокопова?

 
 
Name
E-mail
URI
Your Comment (smaller size | larger size)
You may use <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <code> <em> <i> <strike> <strong> in your comment.

Trackback responses to this post