Терпеть не могу…

Терпеть не могу словосочетание “работать на дядю”.

Во первых, как точно, кто-то сказал – не хотите работать на дядю – работайте на тетю.

На самом деле, что мне не нравиться – это то, что в эту фразу приплетено презрение и к работодателям и к наемным работниками одновременно. Первых выставляют кровопийцами, эдакими вурдулаками капитализма, а вторых выставляют тупой масса скота.

Во первых, предприниматель – это не кровопийца. Любой человек, который пытался менеджить хотя бы 3-4 человека, уже скажет, что это не самые райские кущи. А если добавить к этому еще риск потерять свои деньги – то уж явно получится не отдых на Гаваях.  Да, таки, за риск и вложения БОЛЬШОГО количества сил в начале, работодатель зачастую может получить более спокойную жизнь потом и пожинание лавров. Если вы марксист-ленинист и верите, что капитал наживается только благодаря тому, что капиталист нагло эксплуатирует всех вокруг, то я искренне надеюсь, что вы изобретете машину времени, улетите назад во времени в СССР и не будете засирать этой идеологией больше некому голову.

Теперь о работниках. То, что человек работает на кого-то не ставит на нем клеймо прокаженного, конформиста и прогнувшегося перед кем-то. Чаще всего это осознанный выбор о уменьшение рисков. Человек не рискует своими деньгами, но и не может получить тех перспектив, которые потенциально получает работодатель.

Итого. Не “работать на дядю”, а просто “работать” или “быть работодателем”.

P.S. Кстати-кстати, насчет того, что слово работа и раб являются однокоренным. А давайте заглянем в другие языки.

Английский. Работа – work, job, labor. Раб – slave, bondslave

Немецкий.  Работа- Arbeit, Tätigkeit, Werk. Раб – Sklave, Knecht

Испанский. Работа – trabajo, servicio. Раб – esclavo, siervo

Французкий. Работа – travail, besogne, labeur, service. Раб – esclave

Думаю, если и по другим языкам покопаться, то окажется не такое уже “красивое” совпадение, как в русском.

Так что желаю всем удачи и тем кто работник и тем кто работодатель.

RSS feed | Trackback URI

25 Comments »

Comment by nolar Subscribed to comments via email
Reply to the post
2010-01-26 00:33:07

Кое-кем была озвучена идея, что европейское “раб” с корнем slav произошло от того, что в некоторые римские времена туда угоняли завоёванных славян в рабство. И рабов называли slav – от “славянин”. Потом расползлось на другие языки. Но это как версия.

Comment by Victor Ronin
Reply to nolar
2010-01-26 10:16:08

Скажу честно из меня этимолог еще худший чем балерун.

Мне кажется, что появление самоназвание или внешнего названия славян где-то примерно V век нашей эры. Активное развитие латыни (думаю, что именно там должен быть корень slav, чтобы попасть в кучу европейских языков) эдак I-II до нашей эры.

Хотя все это мои домыслы.

 
Comment by Nik
Reply to nolar
2010-01-28 16:37:03

У Collins есть строчка о происхождении сходная с данной версией
slave
Etymology: C13 via Old French from Medieval Latin Sclāvus a Slav, one held in bondage (from the fact that the Slavonic races were frequently conquered in the Middle Ages) , from Late Greek Sklabos a Slav

 
Comment by notus
Reply to nolar
2010-02-07 11:09:31

линк это косвенно подтверждает
http://www.zn.ua/3000/3150/68424/

 
 
Comment by Ineu
Reply to the post
2010-01-26 03:16:22

Да, таки, за риск и вложения БОЛЬШОГО количества сил в начале, работодатель зачастую может получить более спокойную жизнь потом и пожинание лавров. Если вы марксист-ленинист и верите, что капитал наживается только благодаря тому, что капиталист нагло эксплуатирует всех вокруг, то я искренне надеюсь, что вы изобретете машину времени, улетите назад во времени в СССР и не будете засирать этой идеологией больше некому голову.

Т.е. если токарь или фрезеровщик будет работать в три смены, вкладывая БОЛЬШОЕ количество сил на протяжении длительного времени, у меня его все шансы позже в спокойной и сытой жизни сравниться с капиталистом?

Comment by COTOHA Subscribed to comments via email
Reply to Ineu
2010-01-26 05:13:45

а где тут риск? большее количество сил и времени есть, а риска нет.

 
Comment by Victor Ronin
Reply to Ineu
2010-01-26 10:18:25

Очень точно ответил СОТОНА он вкладывает больше сил, а не риска.

Плюс, вкладывать надо с умом. Если я буду 24 часа в сутки толочь воду в ступе – это не значит, что я обогачусь.

 
 
Comment by genberg Subscribed to comments via email
Reply to the post
2010-01-26 07:23:31

Завидую блогерам, которые могут из расхожего клише в два слова написать пост :)
Выражение как выражение, для меня оно значит, что человек работает не над своим проектом, а в чьем-то со всем отсюда вытекающим. Никакого презрения я здесь не вижу, никто не мешаем самому что-то закрутить и стать дядей, просто не каждый захочет брать на себя такую нагрузку.

У многих жителей пост-союза, особенно у старшего поколения, вызывает презрение любое явление капиталистического мира: “работать на дядю”, “заниматься торговлей”, “делать бизнес”, “получать прибыль” и т.д. Уж так воспитаны, ничего не поделаешь.

Может тебя задевает выражение “работать на дядю” потому что ты сам воспитывался здесь и успел получить свой антиимпериалистический заряд :)

Comment by Victor Ronin
Reply to genberg
2010-01-26 10:22:59

Завидовать не надо. Могу за скромную плату научить как быть графоманом ;) )

Насчет задевания. Само по себе слово не имеет никакой смысла – положительного или отрицательно. Важно, что люди подразумевают под этим словом и что они в него вкладывают. Так вот, меня задевает именно то, что люди вкладывают в это словосочетание.

За время ведения блога уже не раз в комментариях оно применялось именно в негативном смысле.

Да, пожить я успел, только вместо антиимпериалистического, я скорее набрал антикоммунистический заряд.

 
 
Comment by SanSYS Subscribed to comments via email
Reply to the post
2010-01-26 13:40:01

Каким быть должен “дядя” – одним из лучших специалистов в области компании, чтобы был общий язык с сотрудниками, он должен с уважением относится к каждому, и при этом обязательно критиковать, имхо – расслабуха тоже зло. бывают такие личности, что расслабившись – фигово работают.

“работать на дядю” – думаю это выражение закрепится сильно, если о нем постить в блогах, хоть и многим не нравитя.

вот, автор, – зачем Вы запостили этот топик? лишний раз пропиарить фразу? :)

Comment by Victor Ronin
Reply to SanSYS
2010-01-26 14:21:19

Думаю, каким должен быть работодатель – это другой вопрос.

Выражение уже давно закрепилось. В Google миллион упоминаний. Так, что поздно пить боржоми :)

Comment by Guest
Reply to Victor Ronin
2010-01-27 01:07:33

да, точно поздно, но замечание то не пустое :)

 
 
 
Comment by ДенисО
Reply to the post
2010-01-27 21:57:14

В книге М.Ходорковмского и Невзлина, “Человек с рублем”, написаной в 90-х.годах, тоже много сказано об отрицательном совковом отношении к предпринимателю. И проводится сравнения простой работяга и капиталист. А если работяга еще и русский человек, то в силу непонятных причин, не эффективен и не продуктивне в массе.

Comment by Victor Ronin
Reply to ДенисО
2010-01-27 22:14:15

Ну, все таки эдак с конца НЭПА (то есть с года 1930) из людей выбивали все помыслы о предпринимательстве и продвигали идею о грязных капиталистах. Не удивительно, что совкомые идеи все еще живы в головах.

 
Comment by Антон
Reply to ДенисО
2010-01-29 16:47:51

Не стоит сравнивать 90-е годы и нынешние…

Comment by Victor Ronin
Reply to Антон
2010-01-29 17:00:04

Разница конечно крупная, но мышление меняется достаточно медленно. Совковость в жителях exUSSR может еще спокойно и столетие продержаться (хотя люди столько и не живут, но мысли и идеи легко переживают своих носителей).

 
 
 
Comment by Vovix Subscribed to comments via email
Reply to the post
2010-02-01 13:46:09

Ты забыл написать это слово, как это принято у планктона, с трех больших букв: РАБотать.

Comment by Victor Ronin
Reply to Vovix
2010-02-01 15:39:16

А ччерт… Как я мог такое пропустить (рву на себе волосы) :)

 
 
Comment by Бу Subscribed to comments via email
Reply to the post
2010-02-07 07:02:24

Русский учи! Ошибка на ошибке, бизнесмен…

Comment by Victor Ronin
Reply to Бу
2010-02-07 10:04:54

Покажите мне корреляцию между
а) Знанием русского языка и успехом в бизнесе
б) Знанием русского языка и успехом в бизнесе, при проживании в США.

Так, что спасибо вам мудрый русофил, Бу ;)

 
 
Comment by Бу Subscribed to comments via email
Reply to the post
2010-02-07 10:23:14

По пункту “а”:
Сомневаюсь, что вы захотите подписывать составленный примерно так же договор или договор с фирмой, в названии которой допущена грубая орфографическая или грамматическая ошибка. Это, конечно, может ничего и не означать, но все же внесет дополнительный повод для сомнения в компетентности партнеров.

По пункту “б” могу только позавидовать )) Тоже хочу побывать и, возможно, переехать за океан. Но сдерживает недостаточное знание языка и отсутствие достаточного количества опыта и мозгов :)

Comment by Victor Ronin
Reply to Бу
2010-02-07 12:19:57

По пункту “а”. В нормальной ситуации договор составляет юрист (у которого все хорошо с орфографией). В крайнем случае, если юрист не доступен/типового договора нета, то проблему орфографии решает за $100/месяц девочка/мальчик с 5 курса кафедры филоголии и журналистики.

Так, что действительно… это для бизнеса не проблема. Гораздо важнее уметь общаться, чем уметь писать.

По пункту “б” завидовать не стоит. Все в твоих руках
- попробуй поиграть в greencard (это бесплатно).
- в случае IT специальности, попробуй найти bodyshop, который вывозит H1B.
- побывать, так это вообще не большая проблема. Где-то $1200 долларов на перелет + проживание + минимальное питание будет достаточно чтобы недельки две посмотреть США.

Comment by nolar Subscribed to comments via email
Reply to Victor Ronin
2010-02-07 12:37:54

Поподробнее насчёт bodyshop можно? Что это? Как это? Почём это?

Comment by Victor Ronin
Reply to nolar
2010-02-07 12:46:11

Я не знаю, как сейчас, раньше это было популярная штука.

Компания, которая вытягивает людей из стран типа России и Украины и по H1B визе везет в США, и вывезенные люди делают проекты, которые они набрали у заказчиков.

Например этим GlobalLogic занимался.

Честно говоря, я про них знаю не много, так как приехал на прямую по найму.

Попытайтесь поискать в Google “bodyshop H1B”.

Comment by Бу Subscribed to comments via email
Reply to Victor Ronin
2010-02-07 15:10:22

Насколько я знаю, у глобала сейчас только у нас в Украине 3 офиса. Наверное, уже не вывозят, выгоднее здесь рабов держать и платить 1-1,5к :) А то насмотрятся стран с развитой экономикой и начнут кричать, что они мало зарабатывают )))

 
 
 
 
 
Name
E-mail
URI
Your Comment (smaller size | larger size)
You may use <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong> in your comment.
Please enter word "captcha":

Trackback responses to this post